Заказать звонок
Новости
Главная » Новости » Мероприятия » Банкротство-2023

Банкротство-2023

17 марта 2023 наша команда посетила конференцию организованную ИД «Коммерсантъ» на тему «Банкротство-2023». На мероприятии, состоявшем из двух сессий, обсуждали разные аспекты института несостоятельности, последние новости правоприменительной практики и поделились советами с участниками рынка.

Первым выступил управляющий партнер  Алексей Н., обозначивший картину актуальных уголовных рисков в процедуре банкротства. Он обратил внимание, что чаще всего уголовные дела возбуждают не по специальным банкротным составам, а по статьям о мошенничестве или растрате. По словам спикера, уголовные риски особенно возрастают, если у оппонента имеется административный ресурс, а претензии помимо бизнесменов и топ-менеджеров предприятий могут быть предъявлены и к арбитражным управляющим, и юристам-банкротчикам.

Следующим слово взял Никита Ф., рассказав о субординации юридических и физических лиц. Ключевые позиции о субординации были изложены в обзоре Верховного суда №1 от 29 января 2020 года, после чего практика получила определенное направление развития, отметил он. Для понижения в очередности требование кредитора должно быть реальным, а не фиктивным, это может быть компенсационное финансирование должника, а аффилированность с ним лиц может быть как юридической, так и фактической (например, родственники).

Управляющий партнер адвокатского бюро Анатолий Ю. посвятил свое выступление теме фиктивных, преднамеренных и управляемых банкротств. В отличие от первых двух, закрепленных в Уголовном кодексе, понятие управляемого банкротства нигде не закреплено. Под ним понимается банкротство в интересах и под контролем определенной группы лиц. Среди методов противостояния управляемому банкротству, указал Юшин, обжалование сделок, действий управляющего, субординация или исключение из реестра аффилированных недобросовестных кредиторов, привлечение к субсидиарной ответственности и взыскание убытков.

О проблемах оценки активов и бизнеса в ходе банкротства рассказал управляющий партнер экспертной группы Илья Ж . Он подчеркнул, что имущество должника по итогу продается значительно дешевле цены, определенной оценщиком. Если квартиры и автомобили должника продаются хорошо и их цена снижается не сильно, то значительно хуже, например, товарные знаки — их стоимость падает в среднем на 65% от цены в отчете. Также на цену может влиять неудачное формирование лотов.

Станислав Г.  поделился наблюдениями о мировых соглашениях в банкротстве, которые имеют свою специфику, в частности, из-за ограничений Налогового кодекса по срокам отсрочки уплаты обязательных платежей. По статистике количество мировых соглашений постепенно растет, за исключением снижения в пандемийном 2020 году. Такое соглашение можно заключить на любой стадии (не ранее первого собрания кредиторов), за него должно проголосовать большинство кредиторов, и все залоговые, а также должны быть погашены требования первой и второй очереди, указал  Голунов.

Юрист  консалтинговой группы Анна И. рассказала о таком основании для субсидиарной ответственности, как создание параллельного бизнеса. Признаками последнего являются: общий бенефициар, совпадение наименований компаний, бренда, адреса и электронной почты, формальный перевод сотрудников из одной компании в другую, передача туда имущества и перезаключение договоров с клиентами. По словам спикера, помимо контролирующих должника лиц к субсидиарке в этом случае можно привлечь и «зеркальное общество».

Вторая сессия продолжилась темой субсидиарной ответственности. Выступление было сосредоточенно на расширении прав контролирующих должника лиц после решений Конституционного и Верховного суда РФ, а затем закрепления этих прав для привлекаемых к субсидиарке лиц в законе о банкротстве в ноябре 2022 года. Теперь они вправе обжаловать судебные акты по сделкам должника, оспаривать действия и бездействия арбитражных управляющих и решения собраний кредиторов.

О роли и рисках арбитражного управляющего в банкротстве рассказала партнер Наталья В. В целом управляющие несут административную и уголовную ответственность, а также с них могут взыскать убытки. Чаще всего ответственность наступает за бездействие — неоспаривание сделок, неподачу исков о субсидиарке и др. Также, согласно позициям Верховного суда, управляющий, например, должен заботиться о рентабельности деятельности должника, если она становится невыгодной, то его могут привлечь к ответственности за это. По мнению спикера, высокие риски в деятельности управляющего не соотносятся с не слишком высоким вознаграждением за нее.

В заключение Сергей Д. рассказал о проблемах личного банкротства и его места в борьбе за бизнес и активы. В первую очередь имеется в виду банкротство владельцев и руководителей компаний-должников, а также возможность добраться до параллельного бизнеса этих контролирующих лиц. Отдельные проблемы здесь создает наложение уголовного ареста на активы, что мешает управляющему вести процедуру банкротства. Также спикер отметил проблему вывода денег в РФ при продаже иностранных активов — европейские банки, например, могут отказаться перечислять средства, если мажоритарным кредитором банкрота выступает российский банк, находящийся под санкциями.

Записаться на консультацию